Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
26.01.2004
Динамическое управление Web-контентом

Оригинал статьи расположен насайте компании RAMAX International.

По мере развития Сети Интернет и включения его в структуры реального бизнеса растет количество людей, в прямые служебные обязанности которых входит публикация информации в Сети. Вначале это были почти исключительно профессиональные программисты, которым не составляло труда использовать язык разметки (HTML) для форматирования документов и файловую структуру - для их размещения.

Затем, в связи со значительным расширением аудитории Интернет, появились системы для визуального редактирования документов и поддержки структуры статических (представляющих собой набор HTML-страниц) Web-сайтов: FrontPage, DreamViewer, HomeSite и другие. С помощью перечисленных систем можно создавать и модифицировать статические сайты, не обладая специальной квалификацией и не вдаваясь в тонкости HTML.

Сейчас подобные системы по целому ряду причин перестают удовлетворять растущие потребности бизнеса, и на сцену выходит новое поколение систем - так называемые системы Web-паблишинга, или управления Web-контентом. В чем их ключевые преимущества?

Статические сайты и язык HTML.

Язык HTML, являющийся сегодня общепринятым стандартом и технологическим базисом сети Интернет, приспособлен для описания внешнего вида документов. Страницы статических сайтов существуют именно в виде HTML-документов. Как правило, каждая страница кроме содержательной информации включает некоторое обрамление - шапку данного сайта, меню, служебные ссылки для удобной навигации и другие элементы. Поэтому на страницах, отображающих конкретные документы, содержится и контент (смысловое наполнение) и дизайн, причем как дизайн самого документа, так и сайта в целом.

Негативных последствий этого факта множество. В первую очередь можно назвать трудоемкость публикации новых и редактирования существующих документов - они должны оформляться надлежащим образом с учетом стилевых особенностей и включением стандартного обрамления.

Обычно на современных сайтах на каждый содержательный документ имеется более чем одна ссылка: в тематическом разделе, в общем хронологическом индексе и, наконец, пока документ свежий, на первой странице (новость). Поэтому публикация документа - это не только добавление страницы, но и изменение трех-четырех других страниц, что в несколько раз увеличивает трудоемкость и повышает риск испортить дизайн. В свою очередь, изменение структуры или дизайна сайта становится серьезной проблемой, требующей переработки всех опубликованных страниц.

Поддержка сообщества пользователей.

Создание и поддержка сообществ пользователей (on-line community) являются сейчас одним из основных направлений развития электронного бизнеса, так как именно сообщества пользователей представляют собой основной капитал любого Интернет-проекта. Необходимо принимать все меры к тому, чтобы привлекать посетителей и помогать развитию такого сообщества.

Под поддержкой сообщества обыкновенно понимается следующее:

  • регистрация и аутентификация посетителей - сайт должен предоставлять механизмы учета и "узнавания" посетителей;
  • деление пользователей на разные группы с разными правами доступа к информации (например, случайные посетители, клиенты, сотрудники, администратор); 
  • персонализация - возможность выбора и хранения настроек, влияющих на внешний вид сайта и отражающих индивидуальные предпочтения;
  • возможность прямого общения как внутри сообщества, так и с владельцами сайта - форумы, гостевые книги, чаты, опросы и др.; 
  • интеграция с электронной почтой - подписка на новости и т.п. 

Все эти вещи на практике трудно осуществимы в технологии статических сайтов, и здесь не обойтись без программирования. Паллиативные решения в виде включения отдельных скриптов, расширяющих возможности статического в своей основе сайта, решают далеко не все проблемы и резко повышает квалификационные и реализационные требования к нему.

Поддержка бизнес-процессов.

Развитие инфраструктуры Сети постепенно приводит к тому, что Web-ориентированные решения все чаще используются как для внутрикорпоративной автоматизации (Intranet), так и для взаимодействия с клиентами (Extranet). Бизнес-процессы, которые при этом возникают, по своей сути существенно сложнее, чем цепочка "подготовка в офф-лайновом режиме - публикация", характерная для статических сайтов. В процессе подготовки документ должен проходить несколько стадий обработки, выполняемой разными людьми, прежде чем достичь своего окончательного состояния.

Рассмотрим, например, работу редакции онлайнового издания. Как правило, автор работает не в офисе, а дома - готовит материал и выкладывает его на сайт. Там он становится доступен только редактору, который вступает с автором в переписку, причем в идеале эта переписка должна происходить тут же, на сайте. Далее, после доработки автором и одобрения редактором материал попадает к корректору, а затем, возможно, к выпускающему редактору, который, собственно, и дает "добро" на публикацию.

Другой пример - электронный магазин, в котором посетитель размещает заказ. Менеджер по работе с клиентами проверяет этот заказ и либо отклоняет его, либо передает на исполнение. Заказчик может снять свой заказ, пока он еще не отправлен. Когда заказ отправляется покупателю, информация об этом соответствующим образом фиксируется. После доставки и оплаты заказ снимается с контроля и попадает в архив. Причем как менеджер, так и покупатель должны иметь возможность в любой момент проконтролировать состояние заказа.

Поддержку бизнес-процессов крайне трудно реализовать на базе статических сайтов. Все это привело к пониманию того, что современные профессиональные сайты должны быть динамическими.

Системы управления Web-контентом.

Системы управления Web-контентом, или системы Web-паблишинга, как раз и предлагают оптимальное решение этих проблем. За счет ограничений, накладываемых на логическую структуру контента, внешний вид (дизайн) и функциональные возможности создаваемых динамических сайтов, такие системы позволяют радикально снизить трудоемкость разработки и поддержки.

Все системы управления контентом представляют собой некоторое программное обеспечение, устанавливаемое на Web-сервере и предназначаемое для создания и обслуживания динамических Web-сайтов. Все они в том или ином объеме предполагают отделение контента от дизайна, работу с сообществами, поддержку бизнес-процессов и минимизацию программистских усилий при разработке сайтов. Все хранят контент в базах данных и управляют как контентом, так и дизайном через Web-интерфейс.

Большинство подобных систем способны функционировать в режиме хостинга, т. е. сервис - провайдер может размещать систему управления контентом на своем сервере, предоставляя клиентам возможность создавать там свои персональные сайты при сравнительно небольших затратах средств.

Zope.

Система Zope представляет собой свободно распространяемое программное обеспечение, разрабатываемое в рамках проекта Open Source Software. Компания, осуществляющая поддержку и разработку на Zope, называется Digital Creations, Inc, Web-сайт проекта расположен по адресу http://www.zope.org . Речь об этой системе может идти в двух аспектах - как о системе программирования, позволяющей квалифицированным разработчикам на языке Python создавать мощные и сложные Web-сайты, и как о системе управления контентом, с помощью которой можно без программирования реализовать и наполнить сайты информацией.

Таким образом, Zope может рассматриваться как одна из наиболее многофункциональных систем управления контентом, хотя сейчас в полной мере она может использоваться только при участии программиста-разработчика, который, правда, будет скорее не программировать, а изыскивать и тестировать готовые решения. Но при наличии такого специалиста, умеющего программировать на языке Python, Zope становится мощнейшим инструментом разработки Web-решений. Именно на базе Zope основана система динамического управления контентом iNetSite - комплексный программный продукт, предназначенный для интерактивного создания и последующего сопровождения Web-сайта любой сложности и назначения.

Поделиться:


Тэги: Web 2.0


КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
21.06.2019
TESSA 3.3 – новые горизонты СЭД
Компания Syntellect объявила о выпуске официального релиза СЭД TESSA версии 3.3.
В новой версии платформы расширены возможности легкого клиента, обеспечена поддержка разных часовых зон и внесено более сотни других улучшений.

28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.