Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
12.05.2004
Подходы и методики при внедрении КИС

Сергей Алексеев, директор по продажам, ТБ.Софт

Управление предприятием: лоскутная, фрагментарная или комплексная интегрированная автоматизация?

Первая проекция подхода к внедрению: автоматизация комплексная, полностью интегрированная или лоскутная автоматизация, когда используются лучшие продукты в своем классе. В случае единой интегрированной системы возможны два варианта ввода в эксплуатацию – поэтапная настройка всех контуров с запуском всех рабочих мест в конце внедрения либо общая формализация бизнеса и запуск системы фрагментами (рабочими местами).

Сам подход либо лоскутной, либо интегрированной автоматизации подразумевает в основном модульные архитектуры систем, то есть те, где используются понятия отдельный контур, отдельный модуль, например, «Производство», «Управленческий учет», «Закупки», «Склады» и так далее.

Исходя из архитектуры ТБ.Корпорации, мы предлагаем иной подход - от структуры бизнеса предприятия. Под структурой бизнеса мы понимаем такие взаимосвязанные бизнес элементы, как бизнес-процесс, обмен ресурсами, субъект, центр прибыли и так далее.

Одна из побудительных причин выбора «лоскутной автоматизации» – это стремление получить быстрый результат.

Мы тоже ориентированы на быстрый результат. Но в отличие от лоскутной автоматизации мы формализуем весь бизнес, определяем, прорисовываем, конкретизируем все бизнес элементы предприятия, а запускаем систему так же отдельными участками либо рабочими местами.

Поскольку речь идет о контроле над деятельностью всего предприятия, то важен ввод информации в местах ее возникновения. Для этого в ТБ.Корпорации есть специальный элемент – Универсальное рабочее место, которое позволяет вводить в действие рабочие места, пока еще детально не автоматизированные (отсутствие сервисов).

Мы в отличие от общепринятых двух подходов (лоскутная, интегрированная) находимся посередине.

С одной стороны, мы запускаем целый слой информационной среды (допустим все товародвижения и/или бухгалтерский и налоговый учет всего холдинга), закрывая все остальные рабочие места Универсальным рабочим местом. С другой стороны, мы описываем и формализуем весь бизнес целиком в самом начале, так что развитие вне-дрения происходит на действующей системе.

Общее с «лоскутной автоматизацией» – система запускается, как можно раньше, руководство видит результаты от инвестиций быстрее.

Общее c комплексной автоматизацией – то, что интегрированность закладывается в систему изначально, все рабочие места работают с единым информационным пространством и построены на единых структурах данных. Промежуточное положение наше в том, что подключение прикладных систем, например, «Зарплаты», добавление новых бизнес процессов, подключение новых субъектов, филиалов, расширение системы – все идет на действующей системе. Мы ставим не модули, а управление отдельными бизнес процессами. Изначально ориентируемся на управление всем предприятием, всем бизнесом, но запускать систему можем слоями.

Обычно Заказчик подразумевают, что автоматизировать нужно все бизнес процессы. Но сначала просят сделать некий слой, например, только товародвижение и логистику, то есть движение всех ресурсов, в том числе и денежных, материалы, товары, изделия, остатки на складах, продажа, закупки, реализация и так далее, а потом уже делать официальную бухгалтерскую отчетность, расчет заработной платы.

Система «Зарплата» вообще стоит особняком. С одной стороны, она очень формализована, но очень много мелких подробностей и особенностей реализации на каждом предприятии, тем более с учетом российской специфики. Тратится много технических сил, чтобы настроить ее так, как требует заказчик.

Но использование начислений по зарплате и налогов по зарплате в управленческом учете делается уже на первом этапе. В системе есть специальные сервисы, которые позволяют брать начисления из других систем до момента запуска Рабочих мест ТБ.Корпорации по расчету зарплаты . И они уже влияют на затраты и управленческий учет.

Сами клиенты понимают, что автоматизация сразу всех бизнес процессов обычно приводит к неприемлемому затягиванию проекта и к получению системы, не отвечающей текущей ситуации на рынке. Клиенты хотят видеть какую-то действующую часть системы как можно раньше.

Внедрение системы как накопленный опыт методологии ведения бизнеса

Вторая проекция подхода к внедрению: либо это настройка уже готовых базовых бизнес-процессов либо специализированные программные доработки.

В Intelligent Enterprise обсуждался вопрос: на сколько процентов система должна быть готова для конкретного заказчика, а сколько % под него подгоняется. Оптимальный вариант, к которому надо стремиться, чтобы программа, которую выбирает кли-ент, на 80% отвечала бы его требованиям, и только 20% приходилось бы под него подгонять. Именно подгонять. А способ такой подгонки, это уже второй вопрос: заведение специальных справочников, флажки, параметры, программирование в среде разработки. Ни один готовый продукт до конца полностью не реализует всех потребностей Заказчика. Конечно, если цена перехода клиента на бизнес процессы, которые заложены в программу от начала до конца, меньше стоимости доработки системы, то это здорово. Но зачастую управленец на это не идет. У него свои секреты, схемы и модели в бизнесе, которые для него гораздо ценнее.

В системах «уровня предприятия» используются подходы, реализующие накопление опыта и методик в виде «Лучших практик», отраслевых решений, референтных моделей. ТБ.Корпорация позволяет выгружать готовую настройку структуры бизнеса и документооборота и частично применить на другом предприятии. Именно «частично». В нашей практике не было случая, когда структура бизнеса целиком подходила. Даже однопрофильные предприятия оптовой торговли по-своему уникальны.

Можно выгрузить и конкретные рабочие места, например, начальника отдела планирования, начальника отдела продаж, директора. По рабочим местам даже чаще подходят готовые решения. Рабочие места функционально очень похожи, продавцы продают, делают одинаковые отчеты, отличаются ассортимент, услуги, виды скидок (а это уже параметрические настройки).

Главное отличие моделей – в схеме ведения бизнеса, бизнес-процессах, документообороте, в ответственности. И здесь мы предлагаем свой уникальный подход к адаптации системы.

Особенность нашей системы, в том что, с одной стороны, мы готовим и накапливаем референтные модели, накапливаем опыт, например, для оптовой торговли или сборочного производства, как у ERP-систем, а с другой стороны, у нас нет понятия модуля, мы идем от технологии бизнеса, от настроек рабочих мест.

И при переходе на новое предприятие система позволяет накапливать новые параметры бизнес-процессов.

Нашу программу мы потому можем отнести к классу ERP, что мы можем накапливать опыт не в виде готовых настроек, а в виде новых дополнительных наборов параметров, которые могут ложиться в основу описания бизнес процессов, документооборота, центров ответственности. Эти параметры, значимые для одного предприятия, могут оказаться полезными и для другого. И это позволяет потом гибко перенастраивать бизнес-процессы.

Жесткость или гибкость готового решения

В основном западные ERP-системы предлагают готовые преднастроенные решения для различных видов бизнеса. Этот подход, с одной стороны, помогает российским управленцам перенимать западный опыта ведения бизнеса, но, с другой стороны, ставит в некие рамки и ограничения и не обязательно приводит к успеху.

Система ТБ.Корпорация, с одной стороны, предлагает готовые решение для опти-мального управления бизнес процессами, с другой стороны, система позволяет эти решения перенастроить в любом направлении с точки зрения добавления новых пара-метров, изменения бизнес-процессов.

Мы занимаем промежуточное положение между жесткими западными ERP-системами и полузаказными системами.
Понятие ERP-системы больше связано с тем, что автоматизируется. Все ли предприятие? Управление всеми ли ресурсами предприятия и т.д.? ERP можно рассматривать в двух плоскостях: одна – это интегрированность, масштабность, реализация всех бизнес-процессов, всех видов рабочих мест, всех хозяйственных операций. Другая - это подход к внедрению от управления всем бизнесом, а не от оптимизации отдельных бизнес процессов.

Мы позиционируем систему ТБ.Корпорация, как систему в стиле ERP, класса ERP, поскольку это система уровня предприятия. Мы продаем не программный продукт, а методики и предустановленные настройки бизнес процессов. Мы не говорим, что мы настраиваем вначале модуль «Производство», модуль «Склад» и т.д., за счет того, что у нас есть некий универсальный модуль, который называется ТБ.Управление. Он позволяет описать, формализовать и подготовить основу для автоматизации рабочих мест любого профиля для любого бизнеса.

После того, как наши специалисты провели обследование предприятия, формализовали, описали и утвердили схему бизнес-процесов, все это заносится в набор справочников, объектов, затем на них строятся рабочие места. Р.М. в нашей системе - есть некое окно (представление) в единое информационное пространство предприятия для конкретного сотрудника. Эти рабочие места могут отличаться типами документы для ввода информации, наборами отчетов, сервисами и ограничениями на видимость отдельных объектов и ресурсов. А настраиваются Р.М. с помощью параметрической настройки модуля ТБ.Управление.

Интегрированность ТБ.Корпорации.

Система ТБ. Корпорация имеет единый базис для управления бизнес процессами, над которым надстраиваются прикладные аспекты специфических областей автоматизации. Этот базис в корне отличает ТБ.Корпорацию от других систем, в которых интеграция достигается за счет стыковки различных модулей.

Что такое модуль в общепринятом смысле? Это набор программ и структур данных, которые позволяют реализовать лишь некоторую часть бизнес логики. Наше ядро (альтернатива набору взаимосвязанных модулей) позволяет реализовать любую бизнес-логику, доступную пользователям через набор настраиваемых рабочих мест, которые комбинируют в себе произвольное сочетание (в соответствии с требованиями заказчика) любых прикладных функций.

Поэтому, с точки зрения пользователя, мы не выделяем отдельных модулей (хотя внутренняя архитектура системы конечно же использует принцип модульности, как единственный технологичный подход проектирования крупных систем). Для пользователя, мы обращаем внимание на то, что есть универсальный механизм, который позволяет формализовать, описать, реализовать бизнес-логику любого бизнес процесса, любого подразделения, любого рабочего места. За счет этого мы достигаем сквозной интегрированности всех участков автоматизации. Все Р.М., все бизнес процессы, все элементы бизнеса мы оформляем, используя это единое представление.

Поделиться:


Тэги: Enterprise 2.0, BPM, ECM


КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.

27.03.2019
Коммерческие компании все чаще переходят с иностранных продуктов на российские
Илья Зайчиков, product owner СЭД «Тезис», компания Haulmont, в интервью TAdviser рассказал о развитии системы электронного документооборота, результатах её продвижения на мировом рынке, а также опыте замещения и особенностях замены иностранных решений подобного класса.