Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
20.10.2004
Первым делом – бизнес-процессы, ну, а приложения – потом…

Алексей Резниченко
Опубликовано в журнале "Банковские технологии", #3/2004

В 2003 году профессор Шеер, один из основателей современной теории бизнес-процессов и руководитель фирмы IDS Scheer AG, проанализировав тенденции развития сред разработки приложений от корпораций IBM, SAP AG, Siebel, Microsoft, Sun Microsystems, средств интеграции приложений и ПО автоматизации бизнес-процессов, заявил о появлении нового класса программных продуктов – платформ приложений (application platform), который уже вскоре окажет большое влияние на развитие корпоративных систем.

Платформу приложения можно определить как среду выполнения и развития интегрированных и/или композитных (составных) приложений, разработанных для поддержки бизнес-процессов. Бизнес-процессы организации первичны, а приложения ее информационной системы, которые, по сути, обслуживают эти бизнес-процессы, -- вторичны, поэтому это вполне универсальный подход к развитию корпоративных систем.

Сравнительно позднее принятие этого подхода обусловлено тем, что только в последнее десятилетие концепции бизнес-процессов и процессно-ориентированного управления начали широко применяться в управлении и, соответственно, в ИТ при разработке корпоративных систем. Хотя традиционный функциональный подход к управлению по-прежнему преобладает, но и в его рамках вполне возможно (и имеет место) использование бизнес-процессов. Да и оба подхода к управлению не исключают друг друга и могут сочетаться, например, при матричной организации управления в организации. А что касается ИТ, то нельзя не согласиться с заключительными строками статьи профессора Шеера: "… одно абсолютно ясно: ориентация информационных технологий на бизнес-процессы возрастает."

В направлении платформы приложений

Но организациям, которые хотели бы уже сейчас использовать концепцию бизнес-процессов и настроить свои информационные системы для ее поддержки, не надо дожидаться появления "отшлифованных" платформ приложений от упомянутых профессором Шеером ИТ-гигантов. В настоящее время ряд компаний предлагает ПО, которое фактически в том или ином приближении реализует концепцию платформы приложений и позволяет успешно создавать и развивать информационные системы, поддерживающие бизнес-процессы.

Для реализации концепции платформы приложений необходим, как минимум, комплект ПО следующих типов:

  1. для описания и моделирования бизнес-процессов;
  2. для выполнения бизнес-процессов, включая как их "ручные", а точнее "головные" шаги, выполняемые людьми, так и автоматизированные шаги, выполняемые только ПО;
  3. для интеграции приложений.

Такой минимальный комплект предлагают ряд компаний, действующих на разных сегментах софтверного рынка. В частности, компании IBM, BEA Systems, Oracle предлагают комплект, в который входят шина обработки сообщений класса MOM (Message Oriented Middleware) для интеграции типа "приложение-приложение", ПО автоматизации бизнес-процессов на основе технологии workflow, и, возможно, включают в свои серверы приложений какие-то другие средства интеграции.

Аналогичные комплекты предлагают фирмы, которые специализируются на разработке и/или внедрении ПО автоматизации бизнес-процессов. Они предлагают развитые средства описания и моделирования бизнес-процессов типа ARIS Process Platform, систему класса workflow для выполнения бизнес-процессов, дополнительные средства. В результате формируются комплекты класса BPM (business process management) для управления бизнес-процессами. И в последние годы обозначилась тенденция включения в эти комплекты продуктов класса EAI (enterprise application integration) для интеграции приложений предприятия.

Практически все платформы класса BPM для управления бизнес-процессами не являются «коробочными», в комплект поставки такой платформы всегда включается предоставление консалтинга и других услуг. Опыт и квалификация специалистов компании, предлагающей такую платформу, в области управления бизнес-процессами и интеграции приложений не менее важен, чем качество интеграционных продуктов.

Некоторые компании-специалисты формируют платформы класса BPM только из собственных и, возможно, приобретённых продуктов. Другие же формируют свои платформы на основе лучших в своих классах продуктов и собственных разработок.

Платформа NEXT для интеграции приложений в рамках бизнес-процессов

За время своей десятилетней работы с российскими банками и предприятиями компания Кворум выполнила для своих заказчиков ряд интеграционных проектов. В некоторых из них для решения вполне конкретных проблем заказчика использовался тот или иной интеграционный продукт, причем сразу предполагалось, что нужен только именно этот продукт. Но, исходя из опыта работы в таких проектах, специалисты Кворума пришли к выводу, что, по меньшей мере, на этапе определения рамок интеграционного проекта необходим более широкий подход, при котором рассматривается возможности применения не одной, а набора основных технологий интеграции, таких как шина класса MOM, workflow, корпоративный портал.

Например, в процессе внедрения корпоративного портала на этапе обследования выясняется, что конечные пользователи хотели бы получать информацию, которая является итогом работы ряда приложений. А эти приложения не интегрированы между собой вообще, либо интегрированы слабо (например, на уровне передачи файлов; при этом передача управления от одного приложения к другому не автоматизирована). Фактически, эти пользователи хотели бы работать не с набором разрозненных приложений, а с композитным (составным) приложением.

Средствами портала такую интеграцию выполнить нельзя, но для такой задачи можно использовать workflow и/или шину сообщений класса MOM. А эффект от применения портала для работы с интегрированными приложениями будет значительно выше, чем в случае его применения для работы с разрозненными приложениями.

Исходя из опыта своей работы в этой области и анализа тенденций развития средств управления бизнес-процессами и интеграции приложений, компания Кворум пришла к выводу о необходимости создания платформы NEXT для интеграции приложений в рамках бизнес-процессов.

Платформа NEXT – это набор услуг по реализации интеграционного проекта (обследование, проектирование, выполнение и т.д.) и лучшие в своих классах продукты для обеспечения базовых технологий (workflow, работа с сообщениями, портал), а также разработанное фирмой Кворум ПО для моделирования бизнес-процессов и бизнес-объектов заказчика и ряд инструментов. Заказчик из этого набора услуг и продуктов отбирает только то, что он считает нужным.

Основной эффект для пользователей от применения этой платформы – более быстрое и простое решение проблем управления бизнес-процессами и интеграции приложений, чем в случае использования только продуктов, реализующих базовые технологии.

Состав платформы NEXT

Платформа NEXT состоит из базовых компонент, таких как система NextFlow, репозитарий организационной модели интегрированной системы, репозиторий бизнес-объектов, система администрирования и ряд библиотек, адаптеров и прочих инструментов, объединенных в отдельный компонент под названием NEXT Tools. Дополнительными (необязательными) компонентами платформы являются транспортная система, учетное ядро, интегратор данных и корпоративный портал/Web-сервер.

Стоит отметить, что минимальная конфигурация платформы NEXT, состоящая только из базовых компонент, -- это платформа класса BPM для управления бизнес-процессами.

  1. Основная компонента платформы NEXT – это система NextFlow на основе модуля Oracle Workflow. Она реализует следующие функции:
    • Описание бизнес-процессов;
    • Управление потоками работ и документов на основании формализованного описания;
    • Организация взаимодействия участников процесса (исполнителей, приложений);
    • Контроль и мониторинг хода выполнения процесса.
  2. «Репозитарий организационной модели» предназначен для решения следующих задач:
    • Описание организационной взаимосвязи участников распределенных бизнес-процессов (систем, сотрудников, партнеров и т.п.);
    • Определение подписчиков интегрированной системы заказчика;
    • Описание маршрутной информации для взаимодействия компонент интегрированной системы заказчика.
  3. «Репозитарий бизнес объектов» предназначен для решения следующих задач:
    • Описание единой терминологии интегрированной системы заказчика или ЕИС (единой интегрированной системы);
    • Описание атрибутов объектов предметной области и их взаимосвязей;
    • Определение поведения объектов в интегрированной системе заказчика (сценарии, жизненные циклы и т.п.).
  4. Система «Администрирование и управление правами доступа» предназначена для администрирование пользователей, описание ролей и привилегий, управление правами доступа к объектам и процессам интегрированной системы заказчика.
  5. «Интегратор данных» реализует регистрацию подписчиков, поддержка регламента обмена информацией, синхронизацию нормативно-справочной информации в интегрированной системе заказчика и репликацию оперативной информации между ее компонентами.
  6. «Транспортная система» на основе ПО промежуточного уровня (MOM, Message Oriented Middleware) для асинхронной обработки сообщений (модуль MQ Series компании IBM или модуль Oracle AQ корпорации Oracle) осуществляет маршрутизацию и гарантированную доставку сообщений, их преобразование, изоляцию прикладного уровня от транспортного, поддержку транспортных протоколов различного уровня. В целом этот компонент позволяет интегрировать слабосвязанные программные компоненты.
  7. «Учетное ядро» - это механизм учета натуральных и стоимостных показателей хозяйственной деятельности организации в разрезах: плоскости учета, учетные периоды, объекты учета, валюты/единицы измерения (меры).
    Строго говоря, этот компонент не имеет отношения к тематике бизнес-процессов и интеграции приложений и предлагается из-за практической важности учета показателей для российских предприятий.
  8. Для интеграции на основе пользовательского интерфейса предлагается корпоративный портал (фирмы Plumtree Software или компании IBM) с развитыми средствами доступа к различным приложениям. Если же мощные возможности корпоративного портала не нужны, то можно использовать Web-сервер.

Заказчик может сам подобрать оптимальный по своим критериям вариант платформы NEXT (MQ Series или Oracle AQ; брокер сообщений компании Кворум или брокер от производителя модуля и т.д.), включив только те компоненты, которые ему необходимы.

Области применения платформы NEXT

В современных рыночных условиях многие предприятия должны регулярно модернизировать сложившиеся внутренние и внешние бизнес-процессы и, соответственно, приложения для их поддержки. Платформа NEXT может использоваться с этой целью, а также для интеграции разрозненных приложений в единую интегрированную систему, в частности при слиянии предприятий. При такого рода слияниях, как правило, объединяются и бизнесы компаний, изменяются многие существующие бизнес-процессы и возникают новые. Соответственно, нужно не только интегрировать приложения, но многие из них переделать, разработать новые. Возможности платформы NEXT вполне достаточны и в этом сложном случае.

Но многие предприятия, особенно те, которые действуют на сегментах рынка с особо острой конкуренцией, не могут ограничиваться модернизацией/оптимизацией сложившихся (в рамках функционального подхода к управлению) бизнес-процессов, они должны в целом менять подход к управлению. Для них практически неизбежным становится переход к процессно-ориентированному управлению и «подгонка» информационной системы для его поддержки. И платформа NEXT – естественный выбор для таких организаций.

Кроме того, платформа NEXT может использоваться как основа для разработки "с нуля" интегрированной системы, состоящей из различных компонент. Один проект такого рода реализует сама компания Кворум, которая создает полнофункциональную АБС NEXT на основе платформы NEXT для поддержки процессно-ориентированного управления банка.

Перспективы развития платформы NEXT

Развитие платформы NEXT будет определяться исходя из требований ее пользователей, существующих и потенциальных, а также из анализа тенденций развития ПО управления бизнес-процессами и интеграции приложений. Рассматривается возможность реализации экспорта/импорта моделей из репозиториев платформы NEXT и системы ARIS Process Platform.

В настоящее время большое внимание у аналитиков ИТ-отрасли вызывает SOA, (service oriented architecture, сервисно-ориентированная архитектура), архитектура построения информационных систем на основе сервисов, прежде всего Web-сервисов. Но для применения этой архитектуры на практике необходимо решить ряд проблем, в частности проблему надежной и защищенной передачи сервисов.

Одним из способов решения этой проблемы является применение с этой целью ESB (Enterprise Service Bus) (подробнее об этой технологии см. "Открытые системы", №4/2003, с. 18 и "ComputerWorld-Россия", №46/2003, с. 30). Компания IBM объявила, что в 2004 году она выпустит обновление продукта MQ Series с поддержкой технологии ESB. Если эта технология в продукте IBM окажется хорошо реализованной, то, возможно, будет принято решение об ее использовании в рамках платформы NEXT для поддержки работы с Web-сервисами.

Поделиться:


Тэги: BPM, Workflow


КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
21.06.2019
TESSA 3.3 – новые горизонты СЭД
Компания Syntellect объявила о выпуске официального релиза СЭД TESSA версии 3.3.
В новой версии платформы расширены возможности легкого клиента, обеспечена поддержка разных часовых зон и внесено более сотни других улучшений.

28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.