Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
19.06.2012
Какое будущее у ЭЦП?

19.06.2012
Автор текста: Ирина Якименко
Опубликовано на: www.miks.ru


Более 90% информации в наши дни хранится и передается в электронном виде. Повсеместная замена традиционных бумажных документов электронными аналогами потребовала и разработки цифровой альтернативы обычной собственноручной подписи, чтобы обеспечить электронным документам легитимность и юридическую значимость.

Российская специфика

Первый отечественный стандарт ЭЦП был разработан в 1994 г. Применяться в России эта технология стала в 2002 г., когда был принят федеральный закон «Об электронной цифровой подписи».

Электронная отчетность, подписанная ЭЦП, в нашей стране принимается с 2003 г. При этом сдача отчетности в электронном виде в России происходит с участием специализированного оператора связи – посредника между организацией, подающей отчетность, и принимающим ее государственным органом (отметим, что институт спецоператоров связи развит далеко не во всех зарубежных странах). Единственная функция спецоператора связи – транспортная, он гарантирует доставку электронных документов, обеспечивает формирование и выдачу подтверждений.

В настоящее время в России насчитывается более 150 организаций, оказывающих услуги специализированных операторов связи. По оценке iKS-Consulting, около 90% рынка приходится на четыре крупнейшие компании: «СКБ Контур», «Тензор», «Такском» и «Калуга-Астрал». Все эти компании также являются крупнейшими разработчиками программного обеспечения для электронного документооборота и передачи отчетности и предоставляют услуги удостоверяющего центра (выпуск сертификатов ЭЦП).

По мнению Антона Сабитова («СКБ Контур»), развитие услуг спецоператоров связи сейчас происходит под влиянием трех факторов. Во-первых, для пользователей услуга электронной отчетности становится все более привычной и обыденной, информация о преимуществах сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) распространяется от бухгалтера к бухгалтеру.

Второй фактор – конкуренция спецоператоров, следовательно, борьба за качество услуг, которое в итоге существенно выросло по сравнению с тем, что было несколько лет назад. За эти годы прошла обкатка инфраструктуры, поэтому возникает все меньше технических проблем как на стороне спецоператоров, так и в процессе взаимодействия спецоператоров с контролирующими органами – соответственно, меньше сложностей у абонентов. Спецоператоров становится все больше, а значит, существует и ценовая конкуренция. Помимо этого, электронная отчетность теперь стала системой «одного окна», абоненты имеют возможность отправлять электронную отчетность в четыре базовых контролирующих органа: ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Раньше в системе отчетности не было возможности отправлять отчеты в некоторые из этих ведомств, их приходилось относить на бумаге, и это не очень устраивало организации. Сейчас такого барьера уже не осталось.

И третий фактор – это законодательство и активность контролирующих органов, у которых есть определенные планы перевода налогоплательщиков на сдачу отчетности по ТКС. Они агитируют предприятия за безбумажный документооборот, и это, безусловно, оказывает свое действие. Имели эффект и законодательные ограничения, согласно которым организации с определенной численностью работающих не могут отчитываться никак иначе, кроме как по ТКС (например, организации с численностью более 100 человек обязаны подавать отчет в Федеральную службу социального страхования только по ТКС).

Сферы применения: привычные и проблемные

Проникновение услуги сдачи отчетности в электронном виде в нашей стране находится уже на достаточно высоком уровне (рис. 1) – на конец 2011 г. более 55% от общего числа юридических лиц отчитывалось таким способом (для сравнения: в США, по данным налоговой службы IRS, этот показатель составляет около 40%). Как полагают участники рынка, его насыщение произойдет, когда количество организаций, которые будут отправлять отчетность в электронном виде, достигнет 75%.

Другая важная сфера применения ЭЦП – электронные торги. В соответствии с законодательством с 2010 г. все государственные и муниципальные закупки могут проходить только посредством электронных аукционов. В связи с появлением пяти отобранных федеральных торговых площадок и началом работы по выдаче электронных подписей для них в 2010–2011 гг. наблюдалось активное увеличение спроса на услуги удостоверяющих центров – организаций, выпускающих сертификаты ЭЦП и обеспечивающих организацию электронного документооборота, имеющего юридическую силу.

Однако сегодня применение электронной подписи в России не ограничивается электронными закупками и сдачей отчетности в контролирующие органы. Благодаря принятию ряда нормативных документов в 2011 г. стало возможно использовать ЭЦП для осуществления безбумажного документооборота между организациями и заключения договоров. В 2011 г. были введены электронные счета-фактуры, появилась возможность электронного документооборота с банками. Однако, по словам Юрия Кокарева, независимого эксперта по вопросам электронного документооборота, сегодня такими услугами пользуется не слишком много компаний: в основном это организации, аффилированные между собой, и холдинги, объединяющие такие организации.

Массовому распространению услуги мешало до недавнего времени отсутствие формата учетных документов (таких как счет-фактура), иными словами, документы могли быть перенесены в бухгалтерские программы только вручную. Однако в апреле 2012 г. был утвержден формат электронного счета-фактуры, журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж. Это позволит контрагентам обмениваться электронными счетами-фактурами и представлять все необходимые документы в ФНС в электронном виде. Утвержден и порядок представления и форматы подтверждающих документов. Это сделает прозрачным электронный документооборот между контрагентами и ФНС и полностью приравняет его по значимости к бумажному. Принятие форматов учетных документов позволит реализовать импорт электронных документов в бухгалтерские программы.

Другая проблема, замедляющая развитие рынка электронного документооборота с использованием ЭЦП, – отсутствие роуминга между спецоператорами связи, из-за этого контрагенты должны иметь одного оператора. Однако переговоры между спецоператорами ведутся и ожидается, что после принятия форматов учетных документов процесс реализации роуминга ускорится (возможно, после вмешательства ФНС).

Таким образом, если перечисленные проблемы будут оперативно решены, юридически значимый электронный документооборот между контрагентами станет вполне привычным явлением.

Перспективы рынка

Расширение сферы применения электронной подписи приведет к значительному увеличению числа клиентов удостоверяющих центров (рис. 2) и, соответственно, к увеличению доходов от оказываемых ими услуг.

Если до недавнего времени на одну компанию приходилось, как правило, по одному сертификату ЭЦП (выданному на имя генерального директора или главного бухгалтера), то с появлением системы электронных торгов ряду организаций потребовалась как минимум еще одна электронная подпись. По мере распространения систем электронного документооборота число ЭЦП на компанию станет еще больше.

Важное направление развития услуг, связанных с ЭЦП, – активное внедрение технологии среди физических лиц (выдача электронной подписи для работы с порталом госуслуг, а также для совершения банковских операций). Кроме того, в соответствии с новым законом об электронной подписи, принятым в 2011 г., сегодня получить электронную подпись могут не только физические лица, но и юридические. Таким образом, по оценкам iKS-Consulting, число клиентов удостоверяющих центров в РФ вырастет с 2,1 млн в 2011 г. до 2,9 млн в 2013-м.

В целом, по прогнозу iKS-Consulting, доходы от услуг спецоператоров связи и удостоверяющих центров в 2013 г. составят порядка 8,8 млрд руб. – против 6,88 млрд в 2011-м.

Поделиться:




КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
21.06.2019
TESSA 3.3 – новые горизонты СЭД
Компания Syntellect объявила о выпуске официального релиза СЭД TESSA версии 3.3.
В новой версии платформы расширены возможности легкого клиента, обеспечена поддержка разных часовых зон и внесено более сотни других улучшений.

28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.