Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
20.08.2015
Между толстым нативным клиентом и веб-приложением

Компании-разработчики корпоративного ПО, в том числе на рынке ECM, вынуждены выбирать между разными вариантами клиентов своих систем. Их выбор определяют требуемая производительность и функциональность, ожидания конечных пользователей и удобство приложений, даже стоимость и окупаемость разработки.

Некоторые системы (например, Docsvision, «Дело») имеют десктоп-клиент в качестве основного пользовательского. Другие («Тезис», ELMA) работают через веб-интерфейс. Для таких систем, как DIRECTUM и «1С:Документооборот», характерно наличие функциональных, более или менее равноценных десктоп- и веб-приложений.

Данная статья — рассуждение на тему того, какой же может быть золотая середина между толстым нативным клиентом и веб-приложением. Для начала определим основные понятия, встречающиеся в тексте.

Ключевые используемые определения

Нативный клиент — приложение, разработанное специально под конкретную операционную систему, позволяющее использовать максимум программных и аппаратных возможностей ОС и устройства. Десктоп-клиент — нативный клиент для настольного компьютера.

Веб-приложение — приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером — веб-сервер. Как правило, в секторе корпоративного ПО веб-приложения насыщены функциональностью нативных приложений, которая реализована либо за счет уникальной специфики браузера, либо через плагин, либо в специально выделенной среде безопасности (песочнице).

Толстый клиент — клиент, на котором исполняется часть бизнес-логики, а сервер может выполнять только роль хранилища данных; толстый клиент отличается расширенной функциональностью и возможностью работать даже при обрыве связи с сервером.

Тонкий клиент — клиент, который переносит всю или большую часть задач по обработке информации на сервер. Классические нативные десктоп-клиенты

Корпоративным системам, устанавливаемым на локальных мощностях заказчиков, изначально были свойственны десктоп-клиенты. Причем зачастую десктоп-клиент является толстым, на нем лежит часть исполнения бизнес-логики приложения. Данный вариант предполагает ряд преимуществ:

  • пользователи работают в привычном интерфейсе, свойственном конкретной оболочке операционной системы;
  • клиент ECM Источники изображений: directum.ru, pixshark.com
  • приложение легко интегрируется с прочими нативными приложениями и системным программным обеспечением. Для корпоративных систем важна интеграция с офисным пакетом, почтовыми клиентами, мессенджерами и т.д., может быть востребован доступ к микрофону, камере, прочим периферийным устройствам;
  • кроме того, толстые клиенты снимают часть нагрузки с серверов и со слоя бизнес-логики (при его наличии).

И ряд недостатков:

  • жесткая привязка приложения к операционной системе, отсутствие кроссплатформенности;
  • vтрудности, связанные с локальной установкой, а также с обновлением клиента;
  • сложность с предоставлением удаленного доступа к данным.

Альтернативой нативному клиенту является веб-приложение.

Плюсы и минусы веб-приложений

Веб-приложения — кроссплатформенные клиенты по определению. Пользователю достаточно иметь устройство с установленным браузером, чтобы начать работать в корпоративной системе. В этом заключается основное преимущество по сравнению с нативными клиентами.

При этом, попадая в систему с разных устройств, пользователь будет видеть одинаковый (или практически одинаковый) интерфейс, что облегчит освоение приложения. Естественно, работа через веб-приложение не предполагает дополнительной установки, по крайней мере до тех пор, пока возможности браузера не становятся ограничением для развития интерфейса, функциональности приложения или интеграции с другими приложениями и системами.

Для преодоления этого ограничения приходится либо использовать возможности дополнительных платформ, либо устанавливать плагины и агенты (как минимум в песочницу браузера). Появляется возможность реализовывать практически полностью идентичный десктопному UI-функционал (в частности drag-and-drop, вывод контекстного меню по клику правой кнопки мыши и т.д.). Часть вычислений может выполняться на машине пользователя без отправки на сервер, и в целом лучше балансируется нагрузка на ресурсы клиента и сервера. Движок клиента может взаимодействовать с сервером, не дожидаясь действий пользователя (к примеру, обновлять список входящих в режиме реального времени).

За плюсы веб-приложений приходится платить следующими ограничениями:

  • ввиду унификации приложение в большей или меньшей степени инородно на любой платформе;
  • скрипты и движок приложения должны загружаться в рабочие папки браузера при подключении, что замедляет работу с системой;
  • при запуске скрипта на стороне клиента теряется производительность;
  • разворачивание клиента в песочнице браузера приводит к ограничениям использования системных ресурсов и устройств; могут возникнуть сложности с интеграцией с МФУ, сканерами, сторонним софтом для редактирования документов разных форматов и т.д.

Нативный тонкий, но «богатый» клиент

Решить эти вопросы получается, пустив приложение обратно в среду операционной системы, то есть фактически сделав его нативным, установив локально (возможно, по технологии ClickOnce для упрощения обновления и снятия такого ограничения, как наличие администраторских прав). Таким образом обеспечатся и легкость с точки зрения настройки и адаптации, и тонкость с точки зрения отсутствия бизнес-логики на клиенте, и расширенная функциональность.

Существенно упростится настройка клиента с точки зрения пользовательского интерфейса, интеграции и взаимодействия с устройствами и другим ПО.

клиенты ecm Источники изображений: rx.directum.ru, www.teachucomp.com

Появится больше возможностей для прикладной разработки, в том числе силами собственных специалистов. Бизнес-логика может остаться на стороне сервера, что облегчит клиент, распределив нагрузку между клиентом и сервером, а, следовательно, позволит экономить на железе.

В итоге имеем нативный тонкий, но «богатый» клиент, работающий через интернет, прекрасно применимый в том числе для подключения пользователей к облачным решениям, как правило, предоставляемым по SaaS-модели. Клиент обеспечивает высокий уровень мобильности и возможность организации как удаленной, так и территориально распределенной работы. Легкость установки и обновления клиента усилит преимущества SaaS, так как администрирование даже на уровне пользователя сведется к минимуму.

Нативный тонкий, но «богатый» клиент можно признать искомой золотой серединой, таким пользовательским приложением, которое вобрало в себя качества и классического десктоп-, и веб-приложения. В качестве примера реализации подобного клиента можно привести облачное решение DirectumRX.

Такие полнофункциональные клиенты в идеале нужны для всех основных операционных систем, в которых работают пользователи системы, а для остальных ОС достаточно иметь более или менее функциональное веб-приложение. Нужен не один клиент, а несколько, подобранных с пониманием бизнес-задач конкретного заказчика ECM. В этом случае корпоративная система окажется удобной и доступной всем сотрудникам, нуждающимся в доступе к корпоративному контенту в любое время, с любого устройства и в любом месте.

Источник: ECM-Journal.ru

Поделиться:
Автор текста: Максим Кайнер
Опубликовано на: ECM-Journal.ru


Тэги: ECM, клиент


КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.

27.03.2019
Коммерческие компании все чаще переходят с иностранных продуктов на российские
Илья Зайчиков, product owner СЭД «Тезис», компания Haulmont, в интервью TAdviser рассказал о развитии системы электронного документооборота, результатах её продвижения на мировом рынке, а также опыте замещения и особенностях замены иностранных решений подобного класса.