Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
01.06.2016
Готовы ли вузы к выпуску специалистов для "цифрового предприятия"? Итоги круглого стола

23 мая в рамках DigEn Forum прошел круглый стол «Готовность вузов к выпуску специалистов для «цифрового предприятия». Главные вопросы для обсуждения:

  • чему и как учить управленцев, чтобы они были подкованными в области информационных систем и управления информацией «цифрового предприятия»
  • как идет развитие образования в сфере применения ИТ для управления предприятием и корпоративной информацией, наиболее острые проблемы.

Разговор состоялся оживленный, информационно насыщенный. Итак, обо всем по порядку.

ИТ-грамотность и бизнес-информатика

Надежда Фаридовна Алтухова (Финансовый университет при Правительстве РФ) рассказала о своем видении преподавания и то, как программа построена в их вузе: специальность «Бизнес-информатика» – основная и находится на стыке бизнеса и ИТ, именно ее выпускники в полной мере могут стать основной движущей силой для новых «цифровых предприятий».

Конечно, и другие специальности должны подтягиваться, для этого в стандартах выделен курс «ИТ в профессиональной деятельности». Марина Львовна Аншина (Комитет по стандартам Российского Союза ИТ-директоров) на основе своего опыта работы в Высшей школе бизнеса МГУ продолжила разговор об ИТ-грамотности и преподавании этого раздела для менеджеров. Важно, чтобы менеджеры правильно использовали понятия сферы ИТ (даже прозвучало предложение выработать единый глоссарий для бизнеса и ИТ).

Кроме того, докладчики отметили, что знания студентов об информационных системах должны накладываться на знание и понимание экономики и функционирования предприятия, поэтому предмет целесообразно выносить на старшие курсы – 3 или 4. В Финансовом университете специализированные курсы по отдельным ИТ-технологиям, в т.ч. по электронному документообороту, предлагаются на старших курсах и магистратуре в качестве дисциплин на выбор. Многие студенты, даже не ИТ-специальностей, выбирают их.

Аналогичную практику поддержал Евгений Анатольевич Исаев (Школа бизнес-информатики ВШЭ). Магистерская программа ВШЭ имеет специализации, которые уже сейчас готовы выпускать специалистов по информационной бизнес-аналитике (в том числе Big Data), управлению информационными системами, оптимизации бизнес-процессов. О востребованности и перспективности этих направлений как раз говорилось на пленарном заседании форума.

Евгений Анатольевич поддержал мысль, что нужно учить студентов именно ИТ-грамотности, а обучение компьютерной грамотности – это удел школьной программы. ВШЭ активно сотрудничает со школами, ученики могут выбирать для себя один из курсов вуза в качестве факультатива.

Менеджеры и ИТ-менеджеры

Стоит отметить, что на круглом столе собрались представители, принимающие непосредственное участие в разработке профессиональных стандартов «ИТ-менеджер», «web-программист», «Системный аналитик», «Специалист по управлению документацией». Именно такое разностороннее и комплексное представительство ИТ-сферы важно было собрать вместе.

Марина Львовна Аншина рассказала о работе над стандартом «ИТ-менеджер», который получил одобрение и поддержку аудитории. Один из важных пунктов подготовки таких специалистов – внимание к вопросу управления ИТ-проектами. Так, мы закроем потребность в ИТ-менеджерах среднего звена, заложим базу для грамотных внедрений и построения успешных стартапов. Также было отмечено, что и зарубежный опыт поддерживает выделение специальностей «ИТ в менеджменте» и «Менеджмент в ИТ».

Представители РАНХиГС обратили внимание, что специалистам ИТ-менеджмента, которые учатся на программах переподготовки или MBA, важно давать знания и навыки по управленческим и поведенческим дисциплинам. Например, сейчас в вузе обучающимся читается уникальный курс лекций «Власть и влияние в организации», который рассматривает вопросы о том, как вовлекать сотрудников в процессы, где баланс между общекорпоративными и личностными интересами.

Сотрудничество вузов и бизнеса

Одну из острых проблем подняла Людмила Николаевна Варламова (Российский государственный гуманитарный университет) – вуз не может на своей базе полностью представить все технологии, которые используются в управлении, это можно сделать только через практику на предприятии.


«Пользуясь случаем хочу обратиться к представителям бизнеса. Мы отрыты для сотрудничества, и это интересно будет обоюдно: и бизнесу, и вузу. Нужна реальная база, чтобы получить практические навыки, при чем не на уровне «перекладывания бумажек», а участия в реальных проектах, так как студенты уже обладают многими знаниями, которые позволяют им это делать». Людмила Николаевна, зам. декана факультета Документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института (ИАИ РГГУ)

Подобным примером успешного сотрудничества бизнеса и вуза поделился Ринат Дамирович Гимранов (ОАО «Сургутнефетегаз»), рассказав о сотрудничестве ОАО «Сургутнефетегаз» с Сургутским государственным университетом, в результате которого разработана магистерская программа. Молодые бакалавры, которые уже начинают работу в компании, выдержав конкурс имеют возможность поступить на эту магистерскую программу. В ходе обучения 70% занятий преподаются ведущими специалистами-представителями компании «Сургутнефтегаз». Они преподают теоретическую часть, организуют выполнение практических и научных работ, интересных и предприятию, и с точки зрения академического исследования и анализа.

В качестве перспективы Ринат Дамирович озвучил, что часть знаний будет передаваться на уровень бакалавриата, соответственно, и преподаватели вузов получат необходимые компетенции. Тогда на уровне магистратуры можно будет решать более сложные задачи. Кроме того, планируется развивать систему непрерывного образования и параллельно запустить курсы профессиональной переподготовки для менеджерского состава.

«Успешное сотрудничество – это когда две стороны находят общие точки. Теоретически точки соприкосновения с вузом есть у любого предприятия, а на практике все будет зависеть от того, найдете ли вы человека, который готов потратить на это свои жизненные силы». Ринат Дамирович, начальник управления ИТ ОАО «Сургутнефтегаз»

Образовательные эксперименты

Евгений Анатольевич Исаев рассказал о новом подходе к курсам на выбор, которые читаются в качестве дополнительных дисциплин по другим профессиональным программ НИУ ВШЭ. Таким образом, кафедра «Бизнес-информатика» ВШЭ готовит курсы, разработанные для широкого круга специалистов (юристы, историки, математики, экономисты). Выпускники вуза – междисциплинарные специалисты, которые сейчас так востребованы. Показательным является и сотрудничество с западными вузами, при котором после года учебы в вузе-партнере в ВШЭ зачитываются аналогичные дисциплины, что позволяет получить двойные дипломы. Фактически, студенты выпускаются специалистами не только для российского, но и для западного рынка.

Сергей Нужненко (Московский государственный машиностроительный университет) рассказал о практике построения курса «Корпоративные информационные системы» для специальности «Прикладная информатика» в МАМИ, в котором предусмотрено встраивание практических курсовых работ начиная с первых курсов. Это дает возможность студентам сразу погрузиться в реальные задачи и вести их с нарастающей сложностью. То есть типовая программа с базовыми дисциплинами была переформатирована так, чтобы включить больше междисциплинарных профессионально ориентированных курсовых уже с младших курсов.

Каждый год строится так, что студенты должны получить какие-то базовые компетенции (программирование, построение ИТ-решений) и показать их в курсовом проекте. Студенты в ходе учебы вовлекаются в соревновательную деятельность в профессиональном направлении ИТ. Это позволяет более глубоко и интенсивно овладевать знаниями. Благо для ИТ-специальностей есть программы WorldSkils, чемпионаты по программированию и подобные соревнования. [К слову сказать для менеджерских специальностей тоже есть соревновательные и игровые проекты: Global Management Challenge, Simformer Business Simulation и др.]

В образовательные программы МАМИ введены вендорские курсы по платформам. Лучшие студенты после обучения получают сертификаты от вендоров и выпускаются из вуза сертифицированными специалистами.

В качестве вывода

На круглом столе, конечно, говорили о сложностях: о ФГОС третьего поколения плюс, о высокой документарной административной нагрузке на преподавателей, о длительном сроке, который проходит от ООП до приема реальных студентов, о необходимости сотрудничества по профессиональным стандартам и т.д. Были и положительные примеры вузов, которые открыты к сотрудничеству. Ведущие вузы готовы делиться примерами образовательных программ с региональными вузами, приглашать на конференции, делиться опытом. Таким образом, российские вузы имеют потенциал, и уже сегодня ведут работу по подготовке специалистов, которые смогут сделать свой вклад в «цифровую трансформацию» наших предприятий и экономики. При этом, конечно, еще много вопросов, сложностей и работы.

Редакция ECM-Journal благодарит всех участников круглого стола, в особенности:

  • Алтухову Наталью Фаридовну, заведующую кафедрой «Бизнес-информатика», доцента Финансового университета при Правительстве РФ.
  • Аншину Марину Львовну, председателя Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров, фонд ФОСТАС, преподавателя ВШБ МГУ.
  • Брагинского Александра Исааковича, доцента Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
  • Варламову Людмилу Николаевну, зам. декана факультета Документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института (ИАИ РГГУ).
  • Серову Галину Александровну, профессора Историко-архивного института, Российский государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ).
  • Гимранова Рината Дамировича, начальника управления ИТ ОАО «Сургутнефтегаз».
  • Исаева Евгения Анатольевича, заведующего кафедрой управления информационными системами и цифровой инфраструктурой школы бизнес-информатики, ВШЭ.
  • Сергея Нужненко, зам. декана факультета Информатики и систем управления, доцента Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), руководителя образовательной программы по КИС.
  • Черкавского Александра Григорьевича, автора и преподавателя курса по управлению бизнес-информацией РАНХиГС.
  • Мальцева Эрнста Владимировича, автора и преподавателя курса по управлению изменениями РАНХиГС.

От участников круглого стола прозвучало предложение продолжить общение, мы предлагаем продолжить его на страницах нашего сайта. Мы готовы публиковать материалы по теме развития образования в сфере ИТ и бизнес-информатики, рассказывать об успешных вузах, привлекать внимание бизнеса к сотрудничеству с вузами.

Поделиться:
Автор текста: Елена Питомцева
Опубликовано на: ecm-journal.ru




КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
21.06.2019
TESSA 3.3 – новые горизонты СЭД
Компания Syntellect объявила о выпуске официального релиза СЭД TESSA версии 3.3.
В новой версии платформы расширены возможности легкого клиента, обеспечена поддержка разных часовых зон и внесено более сотни других улучшений.

28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.