Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng
02.10.2018
RECS`2018: ECM будет прирастать искусственным интеллектом
Судя по всему, тема управления корпоративным контентом (ECM) вступает сейчас в качественно новый этап развития: если до сих пор основные дискуссии здесь шли по вопросам перехода от бумажных документов к электронным, то сейчас акценты быстро смещаются в направлении повышения эффективности работы электронных систем на основе новейших достижений ИТ. Именно такой вывод можно сделать по итогам прошедшей в середине сентября в Москве 6-й ежегодной конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2018, на которой обсуждалась не только практика внедрения и использования сегодняшних систем электронного документооборота (СЭД), но и перспективы их будущего развития.

Искусственный интеллект, блокчейн, автономное самоуправляемое ПО, естественный интерфейс — именно эти инновации и тенденции, по мнению руководителя направления Oracle Cloud компании Oracle в России и СНГ Андрея Пачикина, будут определять стратегию ECM/СЭД в самой ближайшей перспективе, начиная с сегодняшнего дня. Радикальные изменения уже сейчас происходят в пользовательском интерфейсе — этот касается и средств взаимодействия, где все шире применяются технологии мессенджеров, и обычного ввода данных. Все чаще используется речь как наиболее удобная естественная форма общения человека с компьютером. „«Разговорный ИИ заменит „cloud-first, mobile-first“ — это один из важнейших трендов на ближайшие 10 лет», — сослался докладчик на исследование Gartner этого года. Конкретным примером реализации этого тренда являются чат-боты, которые уже сегодня применяются в корпоративных ИТ-системах. Он также отметил, что сегодня мы все чаще используем не только речевой ввод текстов, но и аудиовоспроизведение содержания документов.

Блокчейн сегодня быстро переходит из разряда модных новинок в статус рабочей повседневности. Пока новости о применении этой технологии приходят в основном из банковской сферы, но, как сообщил Андрей Пачикин, в ряде стран блокчейн уже начинают использовать в важных государственных системах, таких как ведение различных реестров, в том числе для решения задачи защиты критических важных данных от несанкционированного их изменения.

«Надо признать, что переход от бумаги к компьютеру обеспечивает не столько повышение производительности работы организации, сколько получение бизнес-эффекта за счет „наведения порядка“. Цифровизация же бизнеса ставит перед собой целью как раз резкое повышение производительности труда конкретного человека в результате автоматизации операций, причем это касается, не только каких-то стандартных бизнес-процессов, но и принятия достаточно серьезных решений», — такой тезис сформулировал руководитель направления по продвижению продуктов для цифровой автоматизации бизнеса IBM в России и СНГ Андрей Михеев, высказав уверенность, что одним из ключевых направлений развития ECM-систем сегодня является автоматизация (помощь человеку) и роботизация (замена человека) с использованием технологий ИИ.

Результаты глобального исследования McKinsey показывают, что 60% компьютерных рабочих мест может быть автоматизировано. Причем, если еще несколько лет назад, говоря об автоматизации, имели в виду достаточно простые, повторяющиеся операции, то сегодня технологии позволяют в существенной мере заменить человека, по крайней мере частично, при выполнении экспертной работы и при принятии решений. IBM при создании своей платформы цифровой автоматизации бизнеса определила пять основных направлений: управление бизнес-правилами, бесшовные бизнес-процессы, хранение и управление информацией, дополнение или даже замена людей ботами и автоматизация захвата данных.

Жизнь документа — независимо от того, бумажный он или электронный — начинается в ИТ-системе с формирования его карточки, куда заносятся ключевые реквизиты: номер документа, его дата, автор, исполнители и пр. Это операция обычно выполняется вручную, она не только требует времени, но и является одной из основных причин появления ошибок в системе. Но сегодня уже имеются средства, позволяющие автоматически с высокой точностью вычленять необходимые данные даже из сложных документов с неструктурированной информацией. Говоря о возможностях роботизации (применительно к теме ECM речь идет, в первую очередь, о ботах), Андрей Михеев подчеркнул, что речь идет не только о замене человека на его рабочем месте, но и о принципиально новых возможностях интеграции различных ИТ-систем, когда вместо привычной общей шины используется более сложный механизм роботизированного диалога. Что касается автоматизации принятия решений, то до сих пор основным механизмом было использование системы правил, которые формулируются человеком-экспертом, но сейчас тут начинают все более широко применяться механизмы ИИ, когда сами правила создаются автоматически.

Технологии ИИ позволяют по-новому подойти к решению задач использования всего объема корпоративной информацией, которые включает как структурированные, так и неструктурированные данные. Именно такой подход лежит в основе сформулированной корпорацией Open Text концепции «Intelligent and Connected Enterprise» (интеллектуальное и связанное предприятие). Рассказывая об этом, руководитель подразделения консультантов по продуктам и технологиям Open Text Дмитрий Сергеев подчеркнул, что применение ИИ в управлении корпоративной информации позволяется решить целый комплекс разных задач, при этом речь может идти о качественных эффектах, которые трудно напрямую измерить деньгами. В качестве примера он привел проблемы мотивации сотрудников и использования клиентского опыта для совершенствования деловых процессов, а также возможность принятия прорывных решений, способных вывести компанию на качественно новый уровень бизнеса. В частности, уже сегодня средства ИИ позволяют применять прогнозные (предиктивные) методы в сфере обслуживания промышленного оборудования, повысить эффективность расследования инцидентов и принятия решения в рамках досудебных разбирательств.

Однако эксперт Фонда «Цифровые платформы» (и по совместительству — научный сотрудник ВНИИДАД) Владислав Тюрин повернул ход обсуждения проблем ECM/СЭД от технологических и функциональных аспектов к методической стороне, предложив участникам конференции посмотреть на тему с точки зрения изменения наших представлений о документе. Практически до сих пор то, что мы традиционно называем «электронный документ», является прямым аналогом бумажного документа — в том плане, что мы говорим о сформированном в какой-то момент целостном автономном информационном объекте, который, вообще говоря, не привязан к техническим средствам, обеспечивающим работу с ним людей. Несколько упрощенно говоря, электронным аналогом бумажного документа является файл, который может храниться на каком-то носителе, не будучи связанными с приложениями и даже с операционными системами.

Но сегодня мы видим, что понимание документа как автономного файла уже не позволяет описать все разнообразие документационного мира. Все чаще электронный документ представляет собой связанные структурированные распределенные записи в базах данных, причем отдельные компоненты документа, в том числе его реквизиты, уже не являются статичными. В качестве примера докладчик привел выписки из ЕГРЮЛ, которые формируются в режиме реального времени в ходе конкретного запроса, а не хранятся в виде заранее сформированных файлов.

Для обозначения современного расширенного понятия документа Владислав Тюрин предложил использовать термин «электронный документ 2.0», подчеркнув, что для полноценной работы с качественно новым классом документов требуется не только создание соответствующих ИТ-средств, но также достаточно серьезная коррекция терминологии и, что еще более важно, нормативно-законодательной базы.


Поделиться:
Автор: ITWeek
Опубликовано на: https://www.itweek.ru/




КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
28.03.2019
Финансы уйдут в электронный документооборот
На рассмотрение государственной думы РФ вынесен законопроект о введении электронного документооборота в российских организациях. При создании электронных копии бумажных документов, оригиналы нужно будет хранить всего год.

28.03.2019
В ожидании цифрового прорыва
Как выбраться из «колеи», в которой, согласно институциональной теории, движется, увязнув всеми колесами, Россия? Ответ на этот вопрос эксперты ищут не первый год. Вряд ли есть одно решение, но, возможно, в этом стране помогут технологии: отечественная математическая школа всегда высоко ценилась во всем мире, да и IT-отрасль в России развита сильнее прочих. Во всяком случае, именно на их развитие делают ставку власти: от направления «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика» они ждут настоящего прорыва. Впрочем, его успех, по мнению экспертов, будет зависеть от синхронизации процесса цифровой трансформации во всех российских регионах.

27.03.2019
Коммерческие компании все чаще переходят с иностранных продуктов на российские
Илья Зайчиков, product owner СЭД «Тезис», компания Haulmont, в интервью TAdviser рассказал о развитии системы электронного документооборота, результатах её продвижения на мировом рынке, а также опыте замещения и особенностях замены иностранных решений подобного класса.