Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

DOCFLOW - теория и практика электронного документооборота. Все о ECM и СЭД (системы электронного документооборота), ЭП

Eng

Особенности работы с несколькими операторами ЭДО

Можно ли повлиять на проблему роуминга между операторами ЭДО?


Как просчитать изменения затрат компании при переходе с бумажного обмена на электронный? Согласно опросам DOCFLOW, отсутствие роуминга между операторами становится препятствием для большинства компаний, готовящихся перейти на электронный межкорпоративный обмен документами. Решить эту проблему можно, либо мотивируя контрагентов работать через выбранного оператора, либо, подключаясь к нескольким операторам. Среди рисков второго сценария, озвученных компаниями в рамках опросов DOCFLOW, называют необходимость работы с «навязанным» оператором, т.е. ограничения выбора подрядчика с т.з. стоимости обмена, качества сервиса или простоты интеграции. Также возможно усложнение поддержки системы и увеличение сроков интеграции при работе с несколькими подрядчиками.

Эксперты разделяются во мнении относительно прогнозов скорости решения этой проблемы силами операторов, однако, уверены, что это вопрос среднесрочной перспективы.

Во многом, проблема роуминга связана с неготовностью операторов нести риски, делиться клиентами и трафиком, отсутствием нормативных документов, регулирующих порядок межоператорского взаимодействия. Такие проекты становятся для оператора достаточно дорогими.

С другой стороны, массовое подключение своих контрагентов является первостепенной задачей компании для того, чтобы обеспечить максимальный эффект от внедрения. Поэтому основные надежды в процессе развития роуминга эксперты возлагают на абонентов. Ключевой способ ускорить налаживание межоператорского взаимодействия – оказывать давление на операторов со стороны заказчиков. Как только давление покупателя окажется достаточно значимым, роуминг быстро наладится.

Артем Танан, Руководитель проектов, «Обмен Электронными Документами», Фирма «1С»
Артем Танан, Ответственный за продвижение направления «Обмен электронными документами», фирма «1С»

Фирмы, работающие только на прием небольшого количества ЭД, не могут считаться компаниями, сделавшими объективный выбор в пользу решения того или иного оператора ЭДО. По требованиям своих контрагентов, принуждающих к переходу на ЭДО, такие фирмы могут подключиться к ЭДО через нескольких операторов: особых затрат на использование нескольких решений они не несут, так как можно использовать один и тот же сертификат ЭП для нескольких подключений к ЭДО, интеграция с учетной системой при небольшом трафике ЭД не нужна, а получение ЭД - бесплатное.

Исходя из такой статистики становится очевидным, что для инициатора обмена ЭД сейчас более актуальна задача вовлечения в ЭДО остальных 99% контрагентов, которые пока не стали пользователями какого-либо оператора ЭДО, даже если они являются клиентами одного из операторов по сервису электронной отчетности.

Этот тезис нужно раскрыть: более важная, чем роуминг, и потенциально очень затратная для инициатора ЭДО задача – потоковое, массовое подключение контрагентов. Эта проблема на текущий момент большинством компаний недооценивается. Хотя очевидно, что ЭДО начинает приносить выгоду, когда на обмен электронными документами с инициатором будет переведено большинство целевых контрагентов. Нужно заметить, что не все операторы и партнеры операторов могут предложить своим заказчикам такую услугу как потоковое подключение контрагентов, что, на наш взгляд, намного больше тормозит развитие ЭДО в РФ, чем отсутствие «роуминга».

Возможность обмена через нескольких операторов – зона ответственности операторов ЭДО, вендоров ПО, интеграторов. Необходимы совместные инициативы инициатора ЭДО и перечисленных провайдеров.

Например, фирма «1С» вместе с операторами ЭДО «Такском», «Калуга Астрал» и «КОРУС Консалтинг СНГ», разработали возможность вести обмен через любого из операторов, не задумываясь при отправке ЭД, к какому именно оператору подключен контрагент. К сервису 1С-ЭДО для обмена ЭД через любого из аккредитованных в сервисе операторов ЭДО могут подключиться не только пользователи программ 1С, но и любые контрагенты - с помощью программы «Клиент ЭДО». Предлагаемый подход к организации межоператорского взаимодействия - это одно из решений проблемы отсутствия «роуминга».

Если стороны сделки используют разных операторов, которые не участвуют в подобных инициативах, можно рекомендовать каждой из сторон направлять официальные письма в адрес операторов с требованием обеспечить «роуминг» в соответствии с обязательством для операторов, зафиксированным в приказе 50н.
Владимир Андреев, Президент компании «ДоксВижн», член Экспертного Совета DOCFLOW
Владимир Андреев, Президент компании «ДоксВижн», член Экспертного Совета DOCFLOW

С ситуацией, когда необходимо подключаться сразу к нескольким операторам, заказчики пока сталкиваются достаточно редко. Как только такое давление покупателя окажется достаточно значимым, и операторы поймут, что наличие роуминга – это конкретное преимущество - такой роуминг быстро наладится. Насколько нам известно, единственный заявленный прецедент реализации проекта роуминга между операторами ЭДО является прямым следствием требования одного очень крупного заказчика. Это естественный процесс: примерно то же происходило на заре появления мобильной связи. Для того, чтобы такие потребности стали реальностью, нужно, чтобы спрос вырос так, чтобы операторам это стало выгодно. Причина же отсутствия адекватного спроса, на наш взгляд, лежит в других областях развития безбумажных технологий. Как только «плотину прорвет», наличие роуминга станет необходимым условием существования на рынке, и операторы это хорошо понимают: почти все из них уже имеют пилотные проекты по обмену документами с другими операторами. Нам также кажется, что на этой стадии произойдет укрупнение рынка, количество «вписавшихся» в рынок операторов, видимо, уменьшится, и те, кто не смогут соответствовать возросшим требованиям, вынуждены будут уйти. Также возможно появление новых, более мощных участников рынка с претензией на монополию, что тоже сильно повлияет на ситуацию.
Сергей Сухинин, Директор по развитию электронного документооборота и комплексных решений компании TerraLink
Сергей Сухинин, Директор по развитию электронного документооборота и комплексных решений компании TerraLink

Трудности, с которыми сталкиваются сотрудники в случае работы с несколькими операторами, вызваны необходимостью одновременной работы в разных интерфейсах и переносом данных из сервисов операторов ЭДО в корпоративную ERP-систему для осуществления проводок.

Наилучшим подходом в этом случае является организация взаимодействия сервисов выбранных операторов ЭДО с ERP-системой на основе промышленного апробированного интеграционного решения. Внедрение такого решения не только упрощает процессы последующей поддержки, но и обеспечивает независимость заказчика в условиях рыночной экономики. Подобные решения имеют некоторые системные интеграторы, профессионально занимающиеся подобными вопросами.

О проблеме роуминга между операторами ЭДО

На сегодняшний день роуминг реализован в промышленном режиме только между двумя, ведущими, операторами. Проблема роуминга связана с неготовностью операторов нести риски, делиться клиентами и трафиком. Я не ожидаю внедрения тотального роуминга между всеми операторами ни в ближайшее время, ни в разумной перспективе из-за их количества и огромной технической сложности этой задачи.

Таким образом, однозначно хорошего решения ответа на проблему роуминга не существует. Возможно, в ближайшем будущем появятся мета-операторы, которые будут концентрировать потоки от нескольких операторов и передавать уже унифицированный трафик своим клиентам.

Можно ожидать, в первую очередь, расширения состава типов структурированных документов, и, в связи с этим, усиления конвергенции сервисов EDI и ЭДО.

Есть также ожидания, что институт операторов отомрет и функции оператора возьмет на себя государственный орган – Минфин или Минкомсвязи. По такому пути пошел, например, Казахстан. А на западе вообще нет операторов. Их функции выполняют специализированные частные компании.
Наталья Храмцовская, к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы», эксперт ИСО, член МСА
Наталья Храмцовская, к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы», эксперт ИСО, член МСА

Если эта отдача в итоге существенно перекрывает затраты, то какая компании разница, услугами какого числа операторов она пользуется?

Проблемы роуминга могут быть решены «сверху» путем принятия соответствующих законов и нормативных актов, а также самими операторами в рамках самоуправляемых профессиональных ассоциаций. Возможно, что какие-то операторы начнут специализироваться на оказании услуг роуминга. Возможно и решение «снизу», когда группы взаимосвязанных компаний решат пользоваться исключительно услугами определенного оператора.

Думаем, что проблема роуминга в течение двух-трех лет так или иначе будет решена, и скорее раньше, чем позже. Вообще все проблемы, мешающие собирать налоги, будут стремительно устраняться, и тем решительнее, чем будет сложнее мировая политическая и экономическая ситуация.
Иван Агапов, аналитик Synerdocs (компания DIRECTUM)
Иван Агапов, аналитик Synerdocs (компания DIRECTUM)

Появилось то, с чем сами операторы связывают развитие роуминга – конкретные проекты, инициирующие настройку межоператорского взаимодействия. То есть сегодня роуминг уже не миф.

Другой вопрос, почему операторы не всегда с охотой взаимодействуют друг с другом. Уже все условия есть, но, как выясняется, некоторые операторы находят причины замедлить процесс. Фактически мы столкнулись только с одной реальной проблемой: отсутствие желания и воли (воли довести это до логического завершения) у крупных операторов делать продуктивный роуминг. Это понятно, все-таки многие операторы сейчас ориентированы «грести под себя», а не на рынок в целом.

Основные надежды в процессе развития роуминга мы, как и прежде, возлагаем на абонента. Он должен быть главным мотиватором. У него должно быть достаточно решимости и энергии для того, чтобы давить на оператора, убеждать своих контрагентов, чтобы те в свою очередь плотнее взаимодействовали со своими сервисами. К сожалению, в этом направлении большинство абонентов демонстрируют пассивность, считая, что решение вопроса с роумингом находится в отраслевой в плоскости: операторы должны собраться все вместе и все сделать. В таком случае, ждать придется долго.

Мы обычно рекомендуем вопросы с роумингом задавать оператору в момент подключения, тогда роуминг станет естественным этапом проекта или продолжением проекта. То есть, не стоит усложнять себе жизнь работой с несколькими операторами.

Если же все-таки особенности инфраструктуры бизнеса или другие условия приводят компанию к работе с несколькими операторами, то ей следует быть готовой к следующим особенностям. Во-первых, вы столкнетесь с необходимостью настройки маршрутизации документов – ваша информационная система должна знать, через какой сервис отправлять документы. Во-вторых, вам придется решать вопросы единого хранения документов, приходящих от разных операторов, при том, что часть входящих документов будет бумажная. В-третьих, вы можете столкнуться с тем, что у разных операторов разные уровни обслуживания (SLA), а значит, не со всеми будете работать одинаково. Еще множество нюансов, которые сейчас предугадать сложно, как всегда, на практике возникает что-то новое: разночтения в форматах, услугах и ценах на них. Конечно, в таких условиях сможет работать только компания со зрелой ИТ-инфраструктурой и богатым опытом автоматизации бизнес-процессов и интеграции.

Кстати, если взглянуть на опыт ECM-вендоров, то некоторые из них вполне могут эти задачи решать в рамках своих систем. Ту же систему DIRECTUM вы можете интегрировать с разными операторами обмена, закрыв тем самым большую часть обозначенных выше проблем.
Александр Тупицын, технический директор компании «Такском»
Александр Тупицын, технический директор компании «Такском»

В рамках некоммерческого партнерства РОСЭУ ряд операторов разработали технологию межоператорского взаимодействия, но существуют определенные сложности ее реализации из-за особенностей функционирования систем каждого оператора. Поэтому, во-вторых, такие проекты становятся для оператора достаточно дорогими. Необходимо проводить тестирование с каждым оператором, договариваться о нюансах и, как правило, делать определенные доработки в своих системах.

В-третьих, операторы пока не могут прийти к единому мнению о финансовых условиях такого взаимодействия. Появляется дополнительный «чужой» трафик, который нужно обрабатывать, а перекладывать эту нагрузку на клиента не хочется. Ну и, в-четвертых, проблема пока несколько надумана. В большинстве компаний проекты электронного документооборота с контрагентами идут в пилотных, ограниченных объемах. И им вполне пока хватает подключения к одному выбранному оператору. При этом большинство крупных компаний выбирают режим подключения к нескольким операторам одновременно. С одной стороны, это несколько удорожает проекты внедрения ЭДО, с другой стороны, дает таким организациям возможность предоставить своим контрагентам право выбора оператора и дает возможность на практике ознакомиться с особенностями систем ведущих операторов, чтобы в дальнейшем, возможно, выбрать для себя наиболее приемлемую.

При этом стоит отметить, что проекты межоператорского взаимодействия идут полным ходом. Например, наша компания уже имеет подобное взаимодействие с двумя операторами и ведет активное тестирование еще с четырьмя. Так что, мы уверены, что, по крайней мере, в следующем году об этой проблеме можно будет забыть.

Предыдущая статья:
Экономические последствия перехода на электронный обмен документами

Скачайте обзор бесплатно!
Следующая статья:
Подготовка организации к переходу на межкорпоративный электронный обмен





Партнеры обзора:
Дополнительные материалы Дополнительные материалы Дополнительные материалы
КАЛЕНДАРЬ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
27.02.2019
Век умных машин
Почему разработки в сфере искусственного интеллекта изменят всё. Об этом рассказывает первый выпуск нашего спецпроекта «Новая наука»
26.02.2019
Водительское удостоверение станет электронным, сообщили в ГИБДД
Электронные права могут появиться уже в 2020 году, рассказал РИА Новости начальник ГИБДД Михаил Черников.

25.02.2019
Цифровизация повышает финансовую грамотность клиентов?
Совместное исследование Аналитического центра НАФИ, Российского микрофинансового центра и Фонда Citi позволило оценить влияние цифровых каналов управления личными средствами на финансовую грамотность.